Свидание с Киото. День третий. В сторону Нары.

Diana in Japan
2 июня 2011.

На следующий день в Киото снова моросил дождик. Если посмотреть на прогноз погоды, то дождь везде. Значит, надо найти другие ориентиры. Я решила, как и вчера, положиться на указания дождя. Ведь именно он привел меня к морю, а ведь я могла и не увидеть его в эту короткую поездку. Именно он показал мне всю красоту Рицуринкоэна. Сегодня дождик не очень сильный - значит, снова надо уехать из Киото — но не очень далеко.

Вообще в этот раз моей основной целью путешествия было посещение старинных садов. Именно в Киото еще сохранились самые первые японские сады периода Хэйан. Об единственном таком саде, сохранившемся на севере страны, в Хираидзуми, я рассказывала в прошлом году.
За это время я нашла упоминания еще о нескольких местах. Все они находятся в районе Киото, и мне очень захотелось их увидеть. Где-то я уже была, не имея пока представления о самом понятии хэйанского сада, а где-то мне бывать не доводилось.
И именно тогда я нашла упоминание о храме Дзёруридзи в Киото, где сохранился хэйанский сад. Удивительно, в путеводителях не было ни слова о об этом месте. И только на одном их сайтов Киото я, наконец, нашла искомое. Оказывается, этот храм находится в горах, которые территориально относятся к Киото, но фактически расположены гораздо ближе к Наре. И конечно, этот затерянный в горах храм лежит в стороне от обычных туристических маршрутов. Так почему бы мне сегодня и не отправиться туда? Тем более по дороге в Нару можно заехать и в еще один небольшой город, который был в моем плане — Удзи. Там находится знаменитый Бёдоин — храм Феникса.
Что же, надеюсь, что и в этот раз дождь станет моим хорошим проводником.

Сажусь на поезд до Нары и отправляюсь в путь. Вскоре проезжаем Удзи — но дождь все идет, поэтому еду дальше. Изучив карту на сайте, я поняла, что не стоит ехать до самой Нары, где к сожалению, старинные сады совсем не сохранились. Можно выйти на предыдущей станции в городке Камо и сесть на автобус , и это будет самый краткий путь.
Вот и Камо. Погода пасмурная, но с неба не льет — значит, все правильно. Специальный автобус идет от железнодорожной станции до двух храмов - Дзёруридзи и Гансендзи, а потом возвращается обратно. Решаю посетить оба храма, но сначала - Дзёруридзи. В автобусе оказывается, что я единственный пассажир. Но строго по расписанию автобус трогается с места, и начинается подъем в горы. Местность совершенно пустынная и малообжитая. Узкий серпантин вьется по склонам гор, покрытых лесами, и уходит все выше. Вдоль дороги попадаются высокие заросли бамбука, так что становится совсем темно. Лишь в редких долинах можно увидеть крошечные селения.
Но вот наконец и нужная остановка. Дорога к храму.

Храм прекрасен. Он расположен на берегу небольшого пруда в узкой долине, вплотную окруженную горами.

Само здание было построено в 1107 году, а на нынешнее место было установлено в 1157 году. Оно считается одним из лучших образцов архитектуры буддистских храмов позднего периода Хэйана.

На восточном берегу пруда среди деревьев высится изящная пагода, первоначально возведенная в Киото, и перемещенная сюда в 1178 году.

Храм и пагода расположены друг напротив друга, символизируя восточный и западный буддистский рай.

В 1976 году пруд был расчищен и приведен в соответствие со старинным планом, который сохранился на рисунках 12 века.
Два каменных фонаря - перед храмом и перед пагодой, датируются 14 веком.

Светлый силуэт острова на фоне темной стены леса.

Уединение, тишина, пение птиц. «Daremo inai...”

Не хочется уходить.

В пруду водятся черепахи.

Местная кошка.

Возвращаюсь на остановку автобуса, чтобы ехать дальше.
Интересная деталь: деревянная будка, какие часто встречаются у нас в деревнях - и в ней современный дзидохамбайки - автомат по продаже напитков, которые действительно на каждом шагу встречаются в Японии, и даже в такой глуши.

Гансендзи расположен на километр севернее в совсем крошечной долине.
Ворота в храм - словно вход в другой мир.

Но этот храм, основанный в 729 году, относится к числу важных культурных памятников Японии. От древних времен в храме сохранились несколько буддистских статуй, а строениям повезло гораздо меньше.

Прекрасная пагода впервые была возведена на этом месте в 825 году, нынешнее строение датируется 1442 годом.

13-этажная каменная пагода была создана в 1312 году

Эта каменная ступа представляет пять элементов вселенной : земля — куб, вода — шар, огонь — пирамида, ветер - полушарие и пустота — заостренный драгоценный камень.

Гордость храма — гортензии — пока еще не расцвели.

Но лишь войдя сюда, сразу чувствуешь, что это храм-сад.

Я сразу вспомнила Камакуру и Нару. Именно там есть такие храмы-сады, затерянные среди гор, где царит покой и тишина, поют птицы и кажется, что один в целом мире. Удивительное чувство парения над заботами и тревогами, чувство уединения — и в тоже время связи со всей Вселенной.

Позади пагоды начинается тропинка, ведущая наверх, к скале Кайфуку-ива (Скала, где дуют в раковину). Это самое высокое место в округе, поэтому в старину отсюда созывали монахов в храм.
Конечно, мне хотелось залезть наверх. Тропинка казалась надежной, но после дождя земля оказалось скользкой, так что было страшновато, особенно при спуске вниз.

Однако за все это я была вознаграждена прекрасным видом, открывшимся со скалы! От него захватывает дух! Кажется, это действительно край мира!

Дождь оказался удивительным проводником — вчера привел меня к морю, а сегодня - в горы. Разве под силу было бы мне самой составить такой чудесный маршрут!
В каком-то особенно приподнятом настроении я спускалась по скользкой тропе вниз, и словно, подбадривая меня, изредка выглядывало солнце.

На обратном пути снова проезжала Удзи. Дождя не было, даже проглядывало солнце. Значит, надо обязательно выйти здесь, ведь пришло время, чтобы посетить Бёдоин.

Удзи - небольшой город, который находится примерно в 15 км на юго-востоке от центра Киото. Это родина японского чая. И это сразу чувствуется на улицах города. Здесь преобладает зеленый цвет.

Зеленые флаги на улицах, зеленые вывески рекламируют зеленое мороженое и сладости. И повсюду запах чая!

Еще одна достопримечательность - каменный мост через реку Удзигаву.

Река, стремительно несущая свои воды среди гор, действительно красива.

Но конечно, самое главное - что привлекает туристов со всего мира - это храм Бёдоин, храм Феникса.

Первоначально он служил загородным дворцом одного из самых могущественных премьер-министров периода Хэйан Фудзивара-но Митинага, и лишь в 1052году был превращен в монастырь. Такие превращение, надо сказать, в древней Японии не были редкостью. В 1336 году почти все здания сгорели во время пожара, уцелел лишь за Феникса - одно из прекраснейших зданий эпохи Хэйан.

На его крыше установлены два феникса друг напротив друга, они сохранились с 11 века.

но храм назван так потому, что сверху здание напоминает птицу, распахнувшую крылья.

Я бывала здесь раньше, и кажется, даже писала об этом.
Это прекрасное здание - изящное и неповторимое. Невозможно налюбоваться им, и обходя по дорожке пруда, я все пыталась запечатлеть его с разных ракурсов.

Но меня интересовал сад, который должен быть восстановлен в том виде, как он и был в период Хэйан. Но где же сад? Теперь я знаю ответ. Хэйанский сад - это пруд, окружающий зал Феникса и его берега. Это так называемый сад Чистой земли (Дзёдо).

Это изящные мостики, галечный берег, небольшой остров и все причудливые изгибы береговой линии.

все это было восстановлено в соответствии со старинным планами.

Очень непривычное для меня понятие сада. Но это история, и я продолжаю учиться.

Погода радовала и я решила отведать какой-нибудь местной пищи. Конечно, мороженое из зеленого чая великолепно, но хочется и чего-нибудь посущественней!

Захожу в приглянувшуюся лавочку, поднимаюсь на второй этаж. Сажусь у окна и передо мной открывается чудесный вид на реку!

А вот и еда - зеленого цвета. Это нисин-соба - соба, приготовленная с рыбкой, которая водится в Удзигаве. Оказалось, очень вкусно!

День получился очень богатым на впечатления. И снова спасибо дождю! Он показал мне удивительные места, и новые и уже знакомые - и мне было очень хорошо!

@темы: Uji, Kyoto, Joruriji, Gansen-ji, Byodoin, Храм, Японский сад, эпоха Хэйан