Свидание с Киото. День первый. Тофокудзи.

Diana in Japan
Перебираю фотографии, сделанные во время разных путешествий по Японии. Порой мне кажется, что я там и не была никогда, что это лишь фотографии, найденный и скачанные из интернета. Наверное, это была не я, а может быть, настоящая я осталась навсегда бродить по прекрасным садам и любоваться цветами. И лишь бледный призрак был послан назад в Россию, с единственной целью - рассказать людям о чудесных местах, где я побывала.
Впрочем, стоить закрыть глаза, и я снова там, мои ноги помнят асфальт улиц, уши помнят шелест ветра в кленовых листочках, обоняние воспринимает аромат цветов. Прекрасная страна, которую я вижу во сне, она и наяву навсегда в моем сердце.

Последняя поездка была совсем короткой. Короткой по времени, но по насыщенности, казалось, что прошел месяц. Я побывала на юбилейных концертах любимой группы - и это была большая радость и в то же время уникальный опыт. Концерт под дождем. Он войдет в историю группы, он навсегда останется в памяти тысяч зрителей.

Краткое свидание с Токио, любимый Коракуэн.
И снова в путь. В этот раз мне хотелось остановиться в Киото и благодаря волшебному проездному выезжать в разные места, в те, куда я до сих пор еще не добралась, и еще побывать в знакомых краях.
Киото - это бесконечный путь для путешественника.

Киото - это особый город. Он очень отличается и от Токио, и от Осаки. Это чувствуется сразу.
Честно говоря, отношения у нас непростые. Слишком сильная энергетика не позволяет мне находиться здесь дольше недели. Слишком высокий уровень, и невозможно постоянно ему соответствовать. Но тем не менее я постоянно возвращаюсь в Киото - в часы сомнений, в момент выбора. Это место, где находятся места необычайной силы, сосредоточие вековой мудрости. Древний учитель, к которому приходишь за советом и путеводным указанием.
Так было и на этот раз.

Я приехала на синкансене, наслаждаясь быстрой ездой. Первый день получился довольно короткий, поэтому я решила съездить недалеко.
Первая встреча - храм Тофокудзи, расположенный на юго-востоке города, недалеко от вокзала.

Тофокудзи - один из пяти главных дзэн-буддистких храмов Киото, который относится к направлению Риндзай. Здесь есть основной храм и расположенные на его территории 24 малых храма. Некоторые из них знамениты своими садами. Вот туда я и направилась.

Я уже была здесь в один из прошлых приездов в Киото. Но тогда шел дождь и я даже не взяла фотоаппарат, сделав несколько снимков на телефон. Теперь я хотела осмотреть все более подробно.

Выхожу на станции Тофокудзи. Лишь один перегон от вокзала - но обстановка совсем другая. Деревенская тишина и спокойствие. Маленькие домики, цветы перед ними. И дорога к храму.

Прежде всего захожу в один из малых храмов, который славится своим садом - Рэйунин. Он основан в 1390 году. Одно из главных сокровищ - камень Иаи, который был подарен одним из местных владетелей. Этот камень символизирует святую гору, где жил Будда. Камень установлен в центре сада, вокруг него сужаются цилиндрические линии.

Другие камни символизируют водопад и зеленые холмы. Весь сад полон буддисткой символики изображает великую Вселенную.
Однако признаюсь, что мне не близка буддийская символика как таковая. Мне важно воспринимать непосредственно то, что я вижу своими глазами.

Этот сад невелик по размеру. Высокий бамбук на заднем плане словно ограничивает всю сцену. И все действие разворачивается постепенно, множество деталей следуют друг за другом, и словно становишься свидетелем истории.

Интересная деталь - сосна в форме корабля. сразу вспомнилось такое же дерево, но гораздо больше и старше, которое растет в храме Кинкакудзи, недалеко от Золотого павильона.

Здесь можно сфотографировать и внутреннее убранство храма.

Чудесные росписи притягивают взгляд.

Затем перехожу собственно к главному храму. Огромные, величественные здания возвышаются, подавляя своим величием.

Главные ворота - Саммон - самые большие в Японии ворота дзэн-буддийского храма. Там хранятся скульптуры 11 века и картины начала 15 века.

Огромные темные здания напомнила храмы Хонгандзи в Киото, но тишина и зелень скрашивают впечатление мрачной торжественности.

А еще вспомнилась Нара. И действительно, оказывается, само слово Тофокудзи образовано от названий двух знаменитых храмов Нары. Но здесь сами строения более нарядные - или мне это просто кажется из-за цветущих азалий.

Вот и удивительный крытый деревянный проход в здания храма, которые находятся на склоне другой горы. Чудесный путь ведет через ущелье.

Идешь и любуешься прекрасными пейзажами.

Далеко внизу мчится горный поток. Действительно, мост над бурными водами.

Впереди Кайсандо - здание, построенное в 1280 году. Сад перед ним - моложе, он возник в середине эпохи Эдо.

Однако он производит сильное впечатление своей необычной планировкой.
Прежде всего бросается в глаза яркость и буйство красок. Цветут азалии, ирисы, в пруду видны лилии, все это образует пестрый ковер, от которого невозможно отвести глаз. Идешь по дорожке,глядя лишь направо, стремясь разглядеть каждую деталь прихотливого узора, созданного мастером.

Но когда пройдешь тропинку до конца и обернешься, то видишь полную картину. Оказывается, с левой стороны - вторая половина сада. Это строгие шахматные линии, прочерченные на песке. И лишь в самом углу - небольшой островок ярких красок, словно случайно попавший сюда с яркой правой стороны. И этот контраст производит действительно сильное впечатление.

Снова иду по удивительному мосту, представляя себе, как красиво бывает здесь осенью, когда клены становятся алыми.

Еще один знаменитый сад находится возле Хассо - зала Основателей. Сад состоит из четырех частей, которые окружают здание со всех сторон. Примечательно, что это современный сад, созданный в 1939 году известным дизайнером Сигемори Миреи. Конечно, сад наполнен символизмом, который связан с основными положениями буддизма. Но и чисто внешняя сторона производит большое впечатление.
Первый, восточный сад - странный.

Самый большой южный сад - классический сад камней.

Западный сад - сад стриженных азалий.

Почему-то вспомнились западно-европейские регулярные сады с аккуратно постриженными деревьями. Как странно видеть их здесь! я и не предполагала, что и в дзенском храме можно встретить такое. Но искусство - это догма. Форма - это просто форма, она важна не сама по себе, а то, что она выражает.

Четвертый сад, северный, произвел на менее самое сильное впечатление. Кусты азалий.

Квадратики мха и плитки чередуются в строгом порядке... но вот он начинает нарушаться, и постепенно сходит на нет. Как просто - и как здорово! Не могу оторвать глаз!

Сам принцип вызывает восторг! Сколько мыслей роится в голове - о разных принципах построения гармонии, об архетипах, о жизни и об искусстве. Теперь это определенно станет одним из моих любимых садов!

Нахожусь под большим впечатлением от увиденного. Но на обратном пути все же решаюсь зайти еще в один малый храм, который известен своим садом - Фундаин, основанный в 1321 году.

Сад прост и изящен. Здесь нет ничего надуманного и вычурного.

Несколько выразительных деталей.

Очень интересный прием - специальные окна, огороженные ширмами.

Смотришь в сад через такое окно, и словно видишь картину в раме. Картину живую, изменяющуюся в соответствии со временем года. Такой пейзаж смотрится совсем по-другому, чем просто вид с террасы.

Изящество и простота производят сильное впечатление и во внутренних залах.

Старинные рисунки можно фотографировать!

Первый день выдался богатым на впечатления. Стараюсь сохранить впечатления об увиденном, делаю краткие записи. А ведь это только начал! Большое спасибо случайному посетителю храма, который предложил запечатлеть на камеру мое полное энтузиазма лицо. :)